В египетском и американском стилях беллиденса искусствоведы находят множество общего, но много элементов, которые делает их непохожими друг на друга. В основном все стили беллиденса основываются на одних и тех же идеях и концепциях. Обычно это соответствие музыки и танцевальных движений танцовщицы, передачи замысла и эмоционального содержания, культурного контекста движений. Однако существует ряд идей, которые сложно определить. Искусствоведы сегодня ведут споры о том, что есть Танец- искусство или наука. По нашему убеждению, танец – это искусство, а не наука, и это делает любое определение и объяснение неоднозначным и сомнительным. Давайте рассмотрим названные выше концепции и постараемся определить, какие особенности они принимают в египетском и американском стилях танца.
Для большинства видов танца определяющим фактором всегда является музыкальное сопровождение. И в американском, и в египетском стиле беллиденса музыка направляет танцовщицу. На самом деле музыка является одним из главных элементов, которые образуют танцевальные стили, поскольку каждая танцовщица хочет как можно более полно выразить музыку в своем танце.
Когда мы говорим о «смысле» танца, мы имеем в виду проявляемые чувства, идеи, варианты отношения к музыке и движениям. Смысл – это самое сложное для объяснения качество танца. Одним из определяющим фактором, различия между американским и египетским стилями, является то, что в американском танце, смысл, зачастую основан на интеллекте. Это означает, что танец создан так, что он порождает в танцовщице и зрителе чувство симметрии, уравновешивает использование движений, пространства и эмоций. Часто в американском танце важна «тема»; американскому танцу присуща некая повествовательность и в нем всегда используется театральная техника. При помощи формальной хореографии танцовщица в Америке делает танец интеллектуальным процессом. Танцевальный номер беллиденса в американском стиле равно подходит и для групп, и для сольного исполнения. Даже если кажется, что хореографии в танце нет, у исполнителей присутствует чувство равновесия и симметрии.
Следующим фактором в различиях является то, что в американском беллиденсе существует аккуратность и точность исполнения, подобия которой нет в египетском стиле. Имеет другую трактовку и термин «хореография» у египетских танцовщиц. Хореография воспринимается египетской танцовщицей скорее как свободный план, нежели как строгая схема исполнения танца, в которой должен быть учтен каждый нюанс. Некоторые египетские танцовщицы придерживаются хореографии, но их личный ответ гораздо более интимен и эмоционален, нежели у американских танцовщиц. Таким образом, из-за эмоционального отклика на музыку и движения становится невозможным четко придерживаться хореографии и египетский беллиденс – это сольный танец, в основном. Были случи когда известные танцовщицы, выходили на сцену в сопровождении группы, однако танцовщицы группы задерживались на сцене на очень короткое время и не исполняли того сложного слоистого танца, которое характеризует египетский стиль.
Эмоциональное содержание танца присуще как египетскому, так и американскому варианту, хотя его характер зачастую неодинаков, оно в огромной степени обусловливает различия между стилями. В американском танце эмоции часто является частью драмы или утилитарным театральным инструментом, танцовщица представляет образ или эмоцию большую, чем ее аналог в жизни. Египетская танцовщица обычно реагирует на музыку реальным, а не гипертрофированным образом, и в ее исполнении нет драматизма или театральности западного стиля, все её реакции и интуитивны и обычно не интеллектуальны, не запланированы как часть представления.
Различия в культурах во многом определяют различия в танцевальных стилях, египетская и американская танцовщица подходят к своему искусству двумя различными способами. Следующим фактором является аспект уравновешенного симметричного движения: американская танцовщица исполняет одно и то же движение дважды или четырежды, чтобы добиться сценического баланса, а египетская танцовщица исполняет одно движение три раза, а на четвертый исполняет совершенно другое. Чтобы представить движение четырьмя различными способами, американская танцовщица задействует горизонтальное пространство и перемещается по четырем углам сцены или вперед, назад, влево и вправо, а египетская танцовщица для этой же цели использует углы и вертикальное пространство, чаще всего, оставаясь на месте.
Американский стиль предлагает танцовщицам свободу, которую они не найдут в египетском стиле, в то время как египетский беллиденс аутентичен и содержит связи с культурой, которые танцовщицы не найдут в американском стиле. Каждый танец обладает собственными уникальными качествами. Некоторые люди стремятся к танцу в египетском стиле, некоторые – в американском, и лишь очень немногие танцовщицы могут хорошо танцевать оба стиля. Перед тем как исполнять танец для зрителей, танцовщица должна приобрести достаточное количество знания и опыта. Уделяя искусству беллиданс время и силы, танцовщица демонстрирует своё уважение ему, своим коллегам, своим зрителям и самим себе, без такого уважения выступление становится лишь утехой для эго танцовщицы. Время, потраченное на достижение совершенства в выбранном стиле – самый важный способ демонстрации этого уважения.
